Медь

Сталь широко применяется в шипах валов и направляющих. Поэтому ее фрикционные свойства вызывают значительный интерес. Вильсон (1952 г.) изучал два основных фактора: структуру сталей и их состав.

Постоянная структура и состав. Было исследовано трение и электросопротивление стали с содержанием углерода 0,41% и гомогенной структурой.

При нагрузке ниже 0,1 Г коэффициент трения был постоянным и равным р = 1. При более высоких нагрузках он быстро уменьшался, однако в интервале нагрузок от 1 до 200 Г снова сохранял постоянное значение, равное р. 0,5. Величина электросопротивления указывала на малое нарушение окисной пленки во всем диапазоне нагрузок. Вильсон объясняет это образованием в среде воздуха тонкого слоя магнетита (Ре304) непосредственно на чистом металле и более толстого слоя феррита (Ее203) сверху.

С этой точки зрения изменение в трении совпадает с нарушением ферритной пленки.

Трение равномерно, и дорожка выглядит гладкой.

Это подтверждает наличие легкого металлического контакта и локализацию трения внутри окисной пленки.

Другие марки стали обнаруживали иное поведение. Наиболее типична кривая для стали с содержанием углерода 0,3%,. Трение медленно падало с ростом нагрузки и Достигало минимума р. = 0,4 при нагрузке 200 Г. Снова во всем интервале нагружения наблюдалась малая электропроводность, свидетельствовавшая о том, что трение было локализовано в поверхностной пленке.

Падение коэффициента трения с ростом нагрузки объясняется, вероятно, двумя факторами. Во-первых, при столь малых нагрузках деформация в основном упругая.

А в этих условиях трение зависит от нагрузки именно таким образом. Во-вторых, коэффициент трения у тонких защитных пленок часто падает с ростом нагрузки.

Это связано с геометрией зоны контакта и ограниченной толщиной пленки, что имеет смысл даже тогда, когда подложка деформируется пластически.

Без дальнейшего экспериментального исследования невозможно сказать, какой из указанных факторов является главным.

Back to Top